ФЭНДОМ

Redstar

Эйсислоптер (лат. Eysyslopterus) — род силурийских ракоскорпионов из Эстонии. В роде всего один вид — E. patteni. Это самый базальный аделопталмоид.

История изучения

Останки эйсислоптера были найдены американским биологом Уильямом Паттеном во время исследования формации Руцикула, Саарем, Эстонская ССР. Тогда же он встретился с норвежским палеонтологом и геологом Лейфом Стёрмером. Рассматривая коллекцию Паттена в 1932 году, норвежский учёный заметил среди них панцирь неизвестного ракоскорпиона.

800px-Hughmilleria patteni carapace restoration 1934 (outdated)

Реконструкция "хьюджмиллерии" Стёрмера

В 1934 году Стёрмер описал новый образец как вид хьюджмиллерии H. patteni, назвав его в честь Паттена, умершего через несколько месяцев после встречи. Стёрмер также отметил отличия нового вида от других хьюмиллерии, выражающихся в строении просомы и расположении глаз. Однако он предположил, что вид тесно связан с шотландским H. lanceolata.

Однако в 1961 году Эрик Норма Кьеллесвиг-Вейринг разделил хьюджмиллерию на два подрода - H. (Hughmilleria) для видов с большими глазами по краям просомы и H. (Nanahughmilleria) для видов с небольшими глазами. H. patteni вошёл в подрод H. (Nanahughmilleria), но в 2008 году во время филогенетического анализа семейства аделопталмиды норвежский палеонтолог Одд Эрик Тетли и немецкий исследователь Маркус Пошман заметилеи, что отличий у N. patteni от остальных нанахьюмиллерий достаточно, чтобы выделить его в собственный род. 

Авторы назвали новое животное эйсислоптер, соединив слова "Эйсисл" — древнее норманское название Саарема — и суффикс "opterus" — крыло.

Описание

800px-Eysyslopterus Size.svg
Эйсислоптер известен только по голотипу AMNH 32720, находящемуся в Американском музее естественной истории в США. Образец состоит из просомы без головных придатков.

Просома имеет U-образную вытянутую форму, достигает 19,5 мм в длину и 22 мм в ширину. Хотя она не сохранили переднюю часть, сохранившиеся остатки доисторической плесени указывают на заострённую форму. Задняя часть просомы была выпуклой. Края просомы окружал узкий спинной щит. Поверхность панциря была слегка изогнутой, однако центральная часть просомы была гладкой и ровной. Глаза были в форме полумесяца, в длину достигали 4,5 мм. Кроме сложных передних глаз, на задней части просомы располагались простые округлые глазки. На передней части просомы в области глаз находился характерный орнамент, состоящий из многочисленных борозд.

Как и остальные аделофталмиды, эйсислоптер не был крупным хищником. Его длина достигала 8 см, а самый крупный представитель семейства — аделофталм — имел длину всего 32 см.

Систематика

Эйсислоптер является самым базальным членом семейства аделофталмиды. Основным аргументом в пользу этого служит расположение сложных глаз — они ближе к краю просомы, чем к простым глазкам, что отличает его от всех остальных аделофталмидов. Кроме того, заметно сходство и с другими базальными эвриптерами — вэрингоптеридом орканоптером и хьджмиллеридом герефордоптером. У первого сложные глаза также находились вблиз краёв спинного щита, а у второго они располагали по краям просомы, что харакерно для другой группы — птериготоидов. Кроме того, треугольная просома присутствует как у эйсислоптера, так и у хюджмиллери. Вполне возможно, что это плезиаморфия - признак, присутствующий у общего предка. Из-за таких многообразных и разрозненных признаков, авторы последующих исследований так и не решились, стоит ли оставлять эйсислоптера в качестве базального аделфталмида или же сделать его сестринским таксоном для группы, образованной птериготоидами и аделфталмоидами.

Ниже дана кладограмма 2008 года, включающая надсемейства инфраотряда диплоперкулат - вэрингоптероидов, аделфталмоидов и птериготоидов. 

Diploperculata
Waeringopteroidea

Orcanopterus

Waeringopterus

Grossopterus

Adelophthalmoidea

Eysyslopterus

Bassipterus

Pittsfordipterus

Nanahughmilleria

Parahughmilleria

Adelophthalmus

Pterygotioidea

Hughmilleria

Herefordopterus

Slimonia

Erettopterus

Pterygotus

Acutiramus

Jaekelopterus

Синонимы

  • Hughmilleria patteni Størmer, 1934
  • Hughmilleria (Nanahughmilleriapatteni Kjellesvig-Waering, 1961
  • Nanahughmilleria patteni Kjellesvig-Waering & Leutze, 1966

Палеоэкология

Единственный образец эйсислоптер датируется концом силура. В то время на месте формации Руцикула был залив, ставший раем для эвриптеров. Эреттоптеры E. laticauda и E. osiliensis, эвриптер E. tetragonophthalmus, миксоптер M. simonsi и стробилоптер S. laticeps. Кроме ракоскорпионов удалось найти останки телодонтов и остеостраков, бесчелюстных рыб. Учитывая размеры эйсислоптера, в этой зоне он мог быть небольшим хищником или падальщиком. Вполне возможно, что он мог охотится на трилобитов и некрупных наземных беспозвоночных, головастиков первых тетраподов.

Источник