Эллиотсмития (лат. Elliotsmithia) — это небольшой синапсид варанопсеида, обнаруженный в конце средней перми в Южной Африке. Это единственный базальный синапсид «пеликозавр», известный на суперконтиненте Гондвана, и на сегодняшний день добыто только два экземпляра. Его видовое название longiceps происходит от латинского, что означает «длинная голова». Обе известные окаменелости Elliotsmithia были обнаружены в породах формации Abrahamskraal — в границах зоны комплекса Tapinocephalus — нижней части группы Бофорта.

История изучения

В 1917 году доктор Ван Хупен обнаружил ископаемый голотип эллиотсмитии. Голотип состоял из черепа, нижних челюстей с отсутствующей большей частью передней области, первых четырех шейных позвонков с атласно-осевым комплексом, фрагментов ребер и дермальных окостенений. Ван Хёпен обнаружил окаменелость в породах, связанных с зоной сборки тапиноцефала, недалеко от города Принц Альберт на Западном Мысе. Образец оставался неописанным до тех пор, пока известный палеонтолог и врач доктор Роберт Брум не кратко описал и не назвал окаменелость в 1937 году. Однако Брум не вдавался в подробности в своем описании. Несколько исследователей за несколько десятилетий написали статьи, в которых дается краткое описание окаменелости. В 1990-х годах возобновленные исследования окаменелости голотипа классифицировали Elliotsmithia как синапсид варанопсеида «пеликозавра». Другой экземпляр был найден в 2001 году.

Возможный третий экземпляр был обнаружен в зоне скопления Pristerognathus в 2010 г .; однако этот образец требует дальнейших исследований.

Описание

10696796.jpg

Строение и пропорции черепа очень близки к таковым у Varanosaurus. Височные ямы меньше глазниц. Лобные кости достигают края глазниц. Квадратноскуловая кость велика. Заднелобная кость тянется далеко назад и соприкасается с чешуйчатой. Пинеальное отверстие большое. Затылочная поверхность очень глубоко вогнута. Надугловая кость велика. Челюстное сочленение расположено очень далеко позади затылочного. Зубы несколько сжатые с боков. На спине имелись мелкие костные чешуи.

Стратиграфия

Обе известные окаменелости эллиотсмитии были извлечены из горных отложений средней пермской зоны Tapinocephalus Assemblage, формации Абрахамскрал группы Бофорта. Другой возможный образец рода был обнаружен в нижней части формации Тиклуф в зоне комплекса Pristerognathus последнего этапа средней перми. Эллиотсмития — чрезвычайно важный ископаемый род, поскольку он обеспечивает доказательство космополитического ареала базальных синапсид семейства варанопсеид, особенно в Гондване, где терапсиды занимали доминирующее фаунистическое положение.

Классификация

В настоящее время принято считать, что эллиотсмития является базальным представителем группы варанопсеид и входит в неформальную группу пеликозавров. Недавний палеобиологический анализ его черепных костей уверенно помещает этот базальный синапсид как сестринский таксон кладе варанопсеидов, состоящей из Varanops, Aerosaurus и Varanodon из Северной Америки.

Было предпринято мало исследований окаменелостей рода, и этот вид требует дальнейшего изучения.

Источники