Redstar.png

0u5185c03e-39c694ee-154b7215 (1).jpg

Эретморхипис (лат. Eretmorhipis (от греческого ερετμον («весло») и ῥιπίς («лопасть») — веслообразная лопасть) — это вымерший род морских рептилий хупезухий (Hupehsuchia) из раннего триаса Китая. В настоящее время он известен по двум экземплярам, которые были обнаружены в результате в формации Цзялинцзян (Jialingjiang Formation) в уезде Юаньань (Yuan'an County) в провинции Хубэй (Hubei) и в 2015 году были отнесены к новому виду Eretmorhipis carrolldongi. Один из этих образцов, голотип WGSC V26020, был известен с 1991 года и состоит из полного скелета, за исключением черепа. Второй образец, IVPP V4070, представляет собой отпечаток правой стороны задней половины скелета, а также части правой передней конечности. Еще два экземпляра были обнаружены в 2018 году в том же месте, один из них почти полный и включает череп.

Описание

У эретморхиписа были спинные костные пластины, что характерно для других хупезухий, однако у эретморхиписа, были чётко очерченные пальцы на веслообразных ластах. Ранее палеонтологи нашли в провинции Хубэй в центральной части Китая окаменелости двух эретморхиписов, но черепа в них отсутствовали. В новом исследовании китайские, американские и итальянские ученые под руководством Рёсукэ Мотани (Ryosuke Motani) из Калифорнийского университета в Дэйвисе описывают окаменелости двух эретморхиписов с черепами. Скелет рептилии сохранился не полностью: сохранилась только передняя часть, не хватало также нескольких костей конечностей. Окаменелости эретморхиписов палеонтологи нашли в уезде Юаньянь в провинции Хубэй. Судя по строению черепов, эти рептилии были немного похожи на современных утконосов. У них тоже была удлиненная морда и клюв; кость, похожая на непарную гантелевидную кость, которая есть у утконосов, и маленькие глаза.

Размер глаз, по крайней мере теоретически, влияет на остроту зрения. Ученые подтвердили эту зависимость для млекопитающих и лучеперых рыб. У эретморхиписов размер глаз по отношению к размерам тела был примерно вдвое меньше, чем у остальных хупезухий. Животные с маленькими глазами видят плохо и больше полагаются на другие органы чувств. Авторы убедились, что это действительно так, сравнив 13 современных видов животных с самыми маленькими глазами по отношению к размерам тела. Многие из них ведут ночной образ жизни, и у всех больше развиты другие органы чувств — обоняние, слух, способность к электрорецепции, есть вибриссы. Поэтому исследователи предположили, что и эретморхиписы тоже пользовали не зрение, а другие органы чувств. Судя по морфологии черепа, это были не нюх или слух, а тактильные ощущения. Возможно, они могли использовать электрорецепцию, как современные утконосы, но это только предположение. На сегодняшний день рептилии, которые бы использовали электрорецепцию, неизвестны, она впервые появилась у млекопитающих. Но, возможно, что древние морские рептилии развили эту способность. Вдоль спины животного тянулись 10 острых треугольных косточек, напоминающих спинной гребень стегозавра. При этом и туловище, и хвост практически утратили подвижность и могли изгибаться только в области бедер и шеи. Скорее всего, для передвижения Eretmorhipis использовал конечности, преобразованные в веерообразные ласты. По результатам исследования окаменелостей авторы статьи описали строение и образ жизни эретморхиписов.

Палеобиология

0u3cd256a3-38a91930-76f659d0.jpg

До сих пор неизвестно назначение дорсальных пластин у хупезухид в целом. Они, в купе с пахиостичными костями и вентральными гастралиями только увеличивали вес, делая эретморхиписа способными к плаванию, однако из-за дорсальных пластин, находящихся высоко над центром тяжести, их тела становились неустойчивыми. Хупезухиды были одними из самых крупных водных животных своего времени, поэтому пластины не могли выступать в качестве средства защиты. Однако была замечена тенденция, что пластины спереди были более развиты, чем сзади. Возможно, это служило для того, чтобы передняя часть позвоночника оставалась относительно жёсткой, а задняя, хвостовая, могла свободно двигаться. Предположительно, они были медленными, но маневренными пловцами; у них были большие веерообразные конечности. Вероятно, они охотились в сумерках или в темноте. Судя по найденным окаменелостям, в лагуне, где обитали эти рептилии, примерно в одно время с ними жили еще восемь видов хищных морских рептилий. Вероятно, чтобы ужиться друг с другом, им приходилось делить ресурсы, например, охотиться в разное время дня. Точно неизвестно, чем питались эретморхиписы. Судя по всему, это могли быть мелкие членистоногие, водившиеся в морях.

Значение

Открытие таких животных, как эретморхипис и талаттоархон является очень важным для науки: оно говорит о том, что морские рептилии начинали занимать освободившиеся после пермского вымирания эклогические ниши ещё в самом начале триасового периода.

Систематика

Эретморхипис относится к отряду хупезухии в составе подсемейства парахупезухины.

Hovasaurus

Cartorhynchus

Chaohusaurus

Hupehsuchia

Nanchangosaurus

Eohupehsuchus

Hupehsuchidae

Hupehsuchus

Parahupehsuchinae

Parahupehsuchus

Polydactylous hupehsuchian

Eretmorhipis

Источники

Литература

  • Carrol, Robert L.; Dong, Z.-M. (1991). «Hupehsuchus, an enigmatic aquatic reptile from the Triassic of China, and the problem of establishing relationships». Philosophical Transactions: Biological Sciences 331 (1260): 131-153.
  • Xiao-hong Chen, Ryosuke Motani , Long Cheng, Da-yong Jiang, Olivier Rieppel (27 de mayo de 2015). «A New Specimen of Carroll’s Mystery Hupehsuchian from the Lower Triassic of China». PLoS ONE 10 (5): e0126024.

Галерея