Redstar.png

Этрусский медведь (лат. Ursus etruscus) — доисторический вид вымерших медведей, населявший Азию, Европу, а также в Северную Африку с позднего плиоцена по ранний плейстоцен (2,5 – 0,8 миллионов лет назад). Считается предком пещерного медведя, а также гималайских медведей (Ursus arctos) и современных бурых, так как он был схож с ними внешне. Также существуют версии, что этрусский медведь сохранился до наших дней. К тому же, некоторые ученые считают, что нынешний азиатский черный медведь (Ursus thibetanus), также известный как белогрудый, гималайский или тибетский черный медведь, является модифицированной разновидностью Ursus etruscus.

Происхождение

Предком этрусского медведя считается Овернский медведь (Ursus minimus), с которым он разделял несколько архаичных черт. Овернский медведь обитал на территории Европы в период плиоцена (примерно 5,3-1,8 миллионов лет назад).

История находки

Ursus etruscus2.jpg

В раннем плейстоцене этрусский медведь населял южные области Европы и центральной части Азии.

Ранее он был известен по останкам найденных в Италии (в том числе Тосканы - территории древней Этрурии), Франции, Германии, Нидерландов, Румынии, Греции, Украины, Грузии, Азербайджана, Испании, Таджикистана, Китая, а также из Израиля и Марокко, так как скорее всего предпочитал более теплые широты.

В 2018 году в Крыму была открыта пещера Таврида, получившая известность благодаря разнообразной фауне позвоночных раннего плейстоцена (1,8–1,5 млн лет). Один из интересных находок был этрусский медведь. Это первый признак обитания этого вида на территории России.

F.png

В пещере был найден фрагмент лицевой части черепа, который на сегодняшний день находится в Палеонтологическом институте именем А.А. Борисяка в Российской академии наук. Реконструирован из нескольких мелких и шести крупных обломков. Исследование образца помогло выявить черепные и зубные признаки, свойственные этрусскому медведю, что позволило идентифицировать его как зрелую особь данного вида (на это указывают сильно стёртые коренные зубы). Если говорить о характере питания и о общих размерах, то этрусский медведь был ближе всего к небольшим современным бурым медведям.

Описание

Ursus etruscus saintvallierensis.jpg

Этрусский медведь был крупнейшим представителем подрода Euarctos, к которому тажке относят современных барибалов (Ursus americanus) и гималайских медведей (Ursus thibetanus) (однако последнего часто помещают в отдельный подрод Selenarctos).

Ursus etruscus1.jpg

Этрусский медведь превосходил по размеру своих сородичей и достигал габаритов некрупного бурого медведя, которого он сильно напоминал внешне. Лицевой отдел черепа у этрусского медведя широкий и более длинный, нежели у других представителей подрода Euarctos, он почти не уступал в длине мозговому отделу и составлял около 90% от длины последнего. Задний отдел мозга был слабо расширен. У самцов этрусского медведя кондилобазальная длина черепа составляет более 34 см.

У этрусских медведей был хорошо выражен половой диморфизм (анатомические различия между самцом и самкой); у особей разного пола различался размер черепа и развитость сагиттальных гребней.

Череп

Ursus etruscus.jpg

У этрусского медведя были были удлинённые и сравнительно узкие носовые кости, которые впереди почти доходили до заднего края верхних клыков. Носовая апертура и глазницы, в свою очередь, были небольшими и имели округлую форму. Подглазничное отверстие также маленькое и расположено над задней частью коронки первого верхнего моляра (M1). Лоб довольно широкий, у одних особей он был уплощённым, у других — выпуклым и слегка приподнятым в области глазных орбит (глазниц). Заглазничные отростки черепа довольно крупные и отогнуты вниз. Хорошо выражено сжатие висков. Сагиттальный гребень был крайне большой и был сильнее всего выражен у самцов. Твёрдое (костное) нёбо было широким. Задненёбная вырезка имела форму, напоминавшую клин. Хоаны были довольно узкими. Имелись маленькие затылочные мыщелки. Слуховые барабаны (слуховые буллы) были уплощёнными. В целом голова этрусского медведя больше всего напоминала голову бурого и была схожа с ней краниометрически, что отличало его от других видов в составе подрода Euarctos.

Зубы

Ursus etruscus5.jpg

Клыки этрусского медведя были довольно слабыми. От него известен полный набор передних премоляров P1-3/p1-3. Премоляры (малые коренные зубы) имели маленький размер и были разделены широкими диастемами (щербинами), тем не менее, первые премоляры (P1/p1) всё же были незначительно крупнее остальных. Сильно выделяется размер щёчных зубов, которые были значительно больше, чем у остальных представителей Euarctos.

У верхнего хищнического зуба (P4) был крупный внутренний выступ. На втором верхнем моляре (M2) присутствовал довольно длинный талон. У нижнего моляра (m1) был одиночный или двойной метаконид. У первых нижних моляров (m1) длина предположительно составляла от 20,9 до 24,7 мм, у верхних моляров — 23,22 мм.

Образ жизни

Images-1600010654.jpg

Ученые считают, что на основе сходства размеров, строения зубов и пропорций метаподиальных костей бурого медведя с этрусским, поведение последнего было похоже с поведением бурого. Этрусский медведь населял разнообразные ландшафты, преимущественно леса. Его приуроченность к южным областям, вероятно, указывает на связь данного вида с местами, богатыми растительной пищей. Скорее всего, именно этот фактор не позволил этрусскому медведю проникнуть в Северную Америку через Берингийский мост. Этрусский медведь, судя по всему, не был так склонен к хищничеству, как бурый, и отдавал предпочтение растительной пище. Возможно, что он залегал в зимнюю спячку, как это делают бурые медведи, однако распространение вида в южных широтах и отсутствие обнаруженных скоплений костей в пещерах указывают на то, что спячка для этрусского медведя не была необходима.

Подвиды

  • Ursus etruscus etruscus: Европа (Оливоля, Верхнее Вальдарно, Петрафита); ранний плейстоцен;
  • Ursus etruscus saintvallierensis: Франция (Saint-Vallier) и, скорее всего Испания, (La Pueblo de Valverde); поздний плиоцен;
  • Ursus etruscus verescagini: Таджикистан (Куруксай, Оби-Гарм, Тутак); поздний плиоцен;
  • Ursus etruscus vekuai: Грузия (Дманиси); ранний плейстоцен.

Источники