ФЭНДОМ

Эуцелофизис (лат. Eucoelophysis baldwini) — хищный силезаврид триасового периода. Останки найдены в парке "Окаменелый лес", Нью-Мексико (США).

Описание

Имеющиеся находки не позволяют полностью восстановить облик эуцелофизиса, однако, если сравнивать его с силезавром или сакизавром, то можно предположить, что это было животное, способное свободно передвигаться как на двух, так и на четырёх конечностях, и достигающее в длину 2-4 метра. Бедренная кость очень похожа на бедро силезавра - головка бедренной кости не имеет места для прикрепления хвостобедренной мышцы, а медиальный бедренный эпикондил маленький, гладкий и округлый. Берцовая кость также имеет силезавридное строение.

Классификация

В 1999 году Салливан и Лукас описали эуцелофизиса на основе частичного скелета из формации Чинле в Нью-Мексико. Они посчитали его родственником теропода целофизиса, в честь которого и назвали новый род. Однако описание силезавра и выделение силезаврид заставило Стерлинга Несбитта пересмотреть положение эуцелофизиса. В 2005 и 2007 годах он выпустил две статьи, в которых указывал на родство этого ящера с силезавридами. Независимый исследователь Мартин Эзкурра в 2006 году пришёл к подобным выводам: в его работе эуцелофизис является стволовым динозавром, в то время как силезавриды стояли на более примитивной позиции.

Источники

Литература

  • Sullivan, R.M. and Lucas, S.G. (1999). "Eucoelophysis baldwini, a new theropod dinosaur from the Upper Triassic of New Mexico, and the status of the original types of Coelophysis". Journal of Vertebrate Paleontology 19(1): 81-90.
  • Dzik, J. (2003). "A beaked herbivorous archosaur with dinosaur affinities from the early Late Triassic of Poland." Journal of Vertebrate Paleontology, 23(3): 556-574.
  • Nesbitt, S.J., Irmis, R.B., and Parker, W.G. (2005). "A critical review of the Triassic North American dinosaur record." In Kellner, A.W.A., Henriques, D.D.R., & Rodrigues, T. (eds.), II Congresso Latino-Americano de Paleontologia de Vertebrados, Boletim de Resumos. Rio de Janeiro: Museum Nacional/UFRJ, 139.
  • Ezcurra, M.D. (2006). "A review of the systematic position of the dinosauriform archosaur Eucoelophysis baldwini Sullivan & Lucas, 1999 from the Upper Triassic of New Mexico, USA." Geodiversitas, 28(4):649-684.
  • Nesbitt, S. J., R. B. Irmis, and W. G. Parker. (2007). "A critical re-evaluation of the Late Triassic dinosaur taxa of North America." Journal of Systematic Palaeontology, 5:209-243.