ФЭНДОМ

Юлогнат — род ископаемых тероцефалов, описанный из пермских отложениях Республики Чувашия (Россия).

История изучения Править

Раскопки в Сундырском местонахождении, находящемся на берегу Чебоксарского водохранилища на реке Волге около границы Республик Чувашия и Марий Эл, начались в 2010 году и продолжаются до сих пор. За это время сотрудники Палеонтологического института РАН собрали там около семисот диагностируемых остатков тетрапод. Большая их часть принадлежала амфибиям, в основном двинозаврам (35%). Около 16% найденных остатков принадлежит хищным ящерам: это в основном зубы и черепные кости. Предварительно этих хищников определяли как диноцефалов, близких к гигантским титанофонам. Затем в местонахождении нашли кости более продвинутых хищных горгонопий, характерных уже для териодонтовой группировки. Возникло предположение, что здесь одновременно обитали и хищные диноцефалы, и хищные горгонопии. Но позднее выяснилось, что все обнаруженные хищники относятся к совершенно другой группе синапсид — к тероцефалам.

Юлогнат и горыныч

еконструкции черепов Julognathus crudelis (сверху) и Gorynychus sundyrensis. Источник: Палеонтологический журнал

Наиболее часто встречающийся хищник был описан в 2019 году как Julognathus crudelis gen. et sp. nov. Название этого ископаемого животного можно дословно перевести как «безжалостная волжская челюсть» (Юл — древнее марийское название реки Волги, на берегу которой находится местонахождение). На настоящий момент найден 81 зуб и фрагмент черепов юлогната. Второго ящера отнесли к описанному годом ранее роду Gorynychus и описали как Gorynychus sundyrensis sp. nov.

Описание Править

Судя по некоторым описанным палеонтологами фрагментам, длина черепа юлогната достигала 43 см. Предположительно, само животное было размером с медведя и являлось одним из крупнейших ныне описанных хищников пермского периода.

Источники Править