ФЭНДОМ

Redstar

Юнионоптер (лат. Unionopterus anastasiae) — род каменноугольных ракоскорпионов, обнаруженный близ Караганды. Описан в 1948 году Борисом Чернышевым. Считается, что единственный экземпляр, просома с несколькими фрагментами панциря, утерян.

История

Karagandinskij ugolnyj bassejn resize

Карагандинский угольный бассейн. Карта из атласа СССР

Единственный образец юнионоптера нашли в Карагандинском угольном бассейне. Это был один из первых обнаруженных советских и каменноугольных ракоскорпионов. Образец собрал Леонтий Леонтьевич Халфин, после чего отправил его Борису Исидоровичу Чернышеву, который до этого описал вид аделофталма A. carbonarius в 1933 году. Из-за того, что юнионоптер был одним из первых обнаруженных каменноугольных ракоскорпионов, Чернышев придал ему очень большое значение и поместил в семейство птериготиды. Он также назвал вид в честь своей жены Анастасии, помогавшей ему с работой над юнионоптером.

Юнионоптер вскоре стал загадкой для учёных, классифицировать которую оказалось проблематично. Поскольку единственный образец был то ли утерян, то ли к нему закрыли доступ, а оригинальное описание на русском языке не имело хороших иллюстраций, повторное описание оказалось невозможно. Классификация юнионоптера тоже не представляется реальной: в разное время одни исследователи считали его близким родственником аделофталма, другие — эвриптером incertae sedis, а третьи вообще игнорировали данного ракоскорпиона.

В 1989 году Виктор Толлертон-младший предположил отнести юнионоптера к аделофталмидам на основе сходства придаточных шипов и внешнего вида юнионоптера и аделофталма. Некоторые последующие исследователи согласились с его мнением. Таким образом, юнионоптер был бы не только последним постдевонским аделофталмидом, но и эвриптерном.

В 2005 году Эрик Одд Тетли и Джейсон Данлоп предположили, что бельгийский аделофталм A. dumonti может быть особью юнионоптера из-за схожего строения просомы и краевого щита. Однако годом позже данное решение оспорили Тетли и Питер ван Рой, выяснив, что A. dumonti на самом деле имел U-образную просому с узким краевым щитом, что отличало его как от юнионоптера.

Описание

Юнионоптер2

Телесный щит юнионоптера

Юнионоптер - некрупный эвриптер. Его длину оценивают в 2,38 см. Морфология юнионоптера хорошо известна, так как голотип сохранился почти полностью.

Просома имеет трапецевидную форму, сужаясь спереди. Боковой щит очень широкий. Сложные глаза небольшие, всего 1,5 мм, имеют овальную форму, как у нанахьюмиллерии. Простые глазки находились в центре просомы за сложными глазами. Известны также фрагменты метастомы — заднего щита.

Как и у остальных эвриптеров, у юнионоптера опистостома состояла из двенадцати сегментов. Тергиты мезосомы жёсткие. Первый опистосомальный сегмент был вдвое короче остальных, а четвёртый был самым большим. Начиная с пятого сегмента, опистосома постепенно сужается. Чедьмой сегмент имел два эпимера и отделялся от остальных небольшой бороздкой. Тельсон и претельсон неизвестны, но, опираясь на строения опистосомы, они могли быть похожими по строению на нанахьюмиллерию. Метостома имела орнамент из перекрывающихся чешуек, что было распространено среди ранних аделофталмид.

Известно только четыре из шести пар конечностей. Подомера второй пары ног имела тонкий шип длиной 1,01 мм, а шипы пятой-седьмой ноги были больше и незначительно различались по длине и ширине. Последняя пара конечностей неизвестна, так как находилась под туловищем. У плавательных ног была очень длинная седьмая и элептическая восьмая подомера. Девятая была очень маленькой и крепилась к восьмой по средствам неглубокой бороздки. Известны также части тазиков, однако они плохо сохранились и находятся в неестественном положении, а также возможные хелицеры.

Систематика

Аделофталм1

Реконструкция аделофталма - ближайшего родича юнионоптера

Первоначально чернышев отнёс юнионоптера к птериготидам, основываясь на сходстве с хьюджмиллерией. Виктор Толлертон-младший отнёс юнионоптера к аделофталмидам, но некоторые поздние исследователи посчитали данного ракоскорпиона incertae sedis.

Систематика эвриптерид

Систематика эвриптерид. Семейство аделофтламиды (и, возможно, юнионоптер)видны внизу, недалеко от птеригота

Классификация затрудняется плохими иллюстрациями Чернышева и возможной потерей образцов. Есть несколько особенностей, которые позволяют включить его в аделофталмидов, вроде шипов на ногах и эпимеров в метасоме. Да и положение юнионоптера в самом семействе не ясно: у него есть и черты аделофталма, и признаки базальных нанахьюмиллерии и питтсфордиптера. Было также высказано предположение, что юнионоптер - вид аделофталма, но подтвердить его не представляется возможным.

Ниже дана кладограмма анализа Тетли 2004 года:

Diploperculata

Carcinosomatoidea

Waeringopteroidea Kiaeropterus

Adelophthalmoidea

Parahughmilleria

Nanahughmilleria Nanahughmilleria

Unionopterus

AdelophthalmusAdelophthalmus irinae

Pterygotoidea

Hughmilleria

Herefordopterus

Slimonia Симония2

Jaekelopterus Джеколоптерус 2

Pterygotus Птеригот 2

Erettopterus

Acutiramus Акутирам2

Палеоэкология

Как и все аделофталмиды, юнионоптер был бентосным хищником. Он не был активным охотником, предпочитая моллюсков и некрупных рыб.

Источник