ФЭНДОМ

Юрский период
Юрский период
Зауроподы у водопоя
Информация
Эра Мезозойская
Начало 201 млн лет назад
Конец 145 млн лет назад
Климат Влажный
Характерная фауна Динозавры
Птерозавры
Плезиозавры
Плиозавры
Ихтиозары
Членистоногие
Аммониты
Белемниты
Характерная флора Папоротники
Хвойные
Водоросли
События Появление птиц
Распад Пангеи

Юркий период (от Юрских гор в Западной Европе) — второй период мезозойской эры.

Подразделения

Период Эпоха Век Возраст, млн лет назад
Мел Ранний Берриасский меньше
Юрский период Верхняя
(мальм)
Титонский 145,0-152,1
Киммериджский 152,1-157,3
Оксфордский 157,3-163,5
Средняя
(доггер)
Келловейский 163,5-166,1
Батский 166,1-168,3
Байосский 168,3-170,3
Ааленский 170,3-174,1
Нижняя
(лейас)
Тоарский 174,1-182,7
Плинсбахский 182,7-190,8
Синемюрский 190,8-199,3
Геттангский 199,3-201,3
Триас Поздний Рэтский больше
Подразделы даны в соответствии с IUGS по состоянию на январь 2013

Флора

Наземная растительность характеризовалась расцветом папоротников (древовидные формы и лианы) и голосеменных (цикадовые и беннеттитовые), которые образовывали леса тропиков и субтропиков. Хвойные играли в этих лесах подчиненную роль. Максимальный расцвет этой флоры приходится именно на юрский период, что и привело к мощному угленакоплению, по масштабам сравнимому с каменноугольным и пермским. В умеренно-холодном климате произрастали преимущественно другие группы голосеменных: гинкговые, лептостробовые, хвойные (древние сосновые), именно они в основном образовывали тайгу.

Саговники — класс голосеменных, преобладавший в зелёном покрове Земли. Ныне они встречаются в тропиках и субтропиках. Под тенью этих деревьев бродили динозавры. Внешне саговники настолько похожи на невысокие (до 10—18 м) пальмы, что даже Карл Линней поместил их в своей системе растений среди пальм.

В юрский период рощи гингковых деревьев росли по всему тогдашнему умеренному поясу. Гинкго — листопадные (что необычно для голосеменных) деревья с кроной как у дуба и с небольшими веерообразными листьями. До наших дней сохранился только один вид — гинкго двулопастный.

Очень разнообразны были хвойные, похожие на современные сосны и кипарисы, которые процветали в то время не только в тропиках, но уже освоили и умеренный пояс. Папоротники постепенно исчезали.

Фауна

Морская фауна

Морская фаунаюры

В морях начали встречаться новые группы беспозвоночных: появились планктонные фораминиферы, коралловидные двустворки (рудисты), необычные брюхоногие моллюски (неренеиды), чрезвычайно возросло разнообразие белемнитов и особенно аммонитов, наряду с правильными появились неправильные морские ежи. Продолжало возрастать разнообразие рыб.

В юрский период достигли своего расцвета рыбообразные рептилии ихтиозавры (ихтиозавр, офтальмозавр, темнодонтозавр). Появились длинношеие плезиозавры (плезиозавр, криптоклид, муренозавр) и короткошеие плиозавры (плиозавр, лиоплевродон, пелонеустус).

Рыбы позднего юрского периода достигали огромных размеров, среди них выделялся лидсихтис.

Сухопутная фауна

Динозавры юрского периода

На суше наибольшего расцвета достигли динозавры: гигантские хищники (аллозавр, заурофаганакс), мелкие охотники (компсогнат, юравенатор, орнитолест), гигантские зауроподы (диплодок, апатозавр, брахитрахелопан, маменхизавр), причудливые стегозавры (стегозавр, кентрозавр), под конец юрского периода увеличилось разнообразие орнитопод (камптозавр, дринкер, отниелия). Из триасовых динозавров сохранились прозауроподы (анхизавр, массоспондил). Именно в среднем юрском периоде появилась процеветавшая в меловом периоде группа анкилозавров (тианхизавр). Стоит также отметить мегалозавра (первый описанный динозавр) и криолофозавра (один из динозавров Антарктиды).

В юре обновлялся состав летающих ящеров, появились небольшие по размерам птеродактили, а к концу периода вымерли рамфоринхи. Птицы были представлены ящерохвостыми — археоптерикс, который до недавнего времени (до находки Протависа) считался наиболее древней птицей.

В юрский период на Земле обитают мелкие, покрытые шерстью теплокровные животные — млекопитающие. Они живут рядом с динозаврами и почти незаметны на их фоне. В юре произошло разделение млекопитающих на однопроходных, сумчатых и плацентарных.

В юрский период появились хвостатые амфибии — саламандры.

Среди наземных беспозвоночных наблюдался расцвет наземных и вторичноводных насекомых.

Галерея