Вымершие животные вики
Advertisement

Ютараптор (лат. Utahraptor ostrommaysi) — крупный дромеозаврид, обитал в раннем меловом периоде на территории современной Северной Америки в среднем меловом периоде около 126-124 млн лет назад.

История находки

Коготь ютараптора

Первой находкой является большой коготь, который обнаружил Карл Лимони в 1991 году. В том-же году Джеймс Киркланд, Роберт Гастон, и Дональд Бердж обнаружили новые фрагментарные останки из разрозненных костей в «карьере Гастона», в формации Кедровых Гор, к северу от национального парка Арчес, штат Юта. В 1993 году ими был описан новый вид Utahraptor ostrommaysorum — «хищник из Юты», видовое название дано в честь американского палеонтолога Джона Острома, из Йельского университета естественной истории[1].

Описание

Оригинальные кости Utahraptor ostrommaysorum

Образцы ютараптора очень фрагментарны и состоят из обломка челюсти, большой берцовой кости, когтя и хвостовых позвонков. Внешний облик этого динозавра реконструируется в сравнении с другими близкими видами, таким как дейноних (Deinonychus), обнаруженные ископаемые окаменелости предполагают животное примерно в два раза крупнее дейнониха. В 1993 году Киркланд с коллегами оценили его вероятный размер примерно в 7 метров (20-23 футов) в длину и 500 кг в весе, Грегори Пол в 2010 году дал более скромную оценку - 5,5 метров в длину и весом в 300 кг. Как и другие дромеозавриды, ютараптор имел большие изогнутые когти на вторых пальцах ног, которые достигали 22 сантиметров (8,7 дюйма) в длину. Хотя перья никогда не были найдены в ассоциации с образцами ютараптора, имеются убедительные филогенетическое свидетельства того, что все дромеозавриды обладали ими.[2]

Реконструкция скелета ютараптора от Скотта Хартмана

В 2005 году палеонтолог Роберт Де Пальма обнаружил новые кости крупного дромеозавра в округе Хардинг, Южная Дакота, впоследствии дополненные другими окаменелостями в 2010 году. В 2015 году Робарт Де Пальма с коллегами описали новый вид Dakotaraptor steini — «хищник из Дакоты». Дакотараптор имеет расчетную длину 5,5 м (18 футов). Это приближается к размеру самого большого известного дромеозаврида - ютараптора. Однако он имеет более стройное и изящное телосложение, его кости выглядят не такими массивными как у ютараптора, это предполагает, что новый крупный раптор был скоростным спринтером, имеющим явное превосходство в скорости. Радиоуглеродный анализ показал датировку в 72-66 млн л.н, это примерно на 60 млн лет позже ютараптора. Второй важной особенностью было обнаружение на передних конечностях дакотараптора костных бугорков, предназначенных для крепления маховых перьев. Эти перья были достаточно велики чтобы образовать крылья, но недостаточны для полета. По внешнему виду они напоминали крылья современного страуса. Это подтверждает теорию об оперении всей группы дромеозаврид и крупных рапторов, в частности.

Факты

Режиссёр Стивен Спилберг в своё время настаивал, чтобы единственный вид назвали в его честь. в замен он пообещал выделить деньги на исследования. Однако ничего хорошего из этого не вышло, вид назвали Utahraptor ostrommaysi - в честь знаменитого палеонтолога Джона Острома.

В культуре

  • Роберт Бэккер "Краснокожая хищница". Самка ютараптора по имени Рэд - главная героиня повести.
  • Zoo Tycoon 2. Ютараптора можно поселить в зоопарке.
  • BBC "Прогулки с динозаврами" (2004), серия 4. Ютарапторы нападают на стадо игуанодонов.
  • "Парк юрского периода". Появляются под названием велоцираптор.
  • "Портал юрского периода". Наиболее правдоподобная версия гласит, что раптор из телесериала "Портал юрского периода" является ютараптором.
  • "Портал юрского периода: Новый мир". В 1 серии 1 сезона.
  • Игра "The Isle". Ютараптор является одним из двух видов динозавров, на которых опытные игроки советуют новичкам поиграть, чтобы набраться опыта. Также ютараптор является 3-им по скорости динозавром на острове: на 2-ом месте стоит карнотавр, который, однако, сильно уступает этому дромеозавриду в поворотливости; первое же место занимает эррерозавр.
  • Игра "The Isle Evrima". В этой игре ютораптор совершенно не изменился внешне, однако теперь этот динозавр способен делать наскок на добычу. Многие игроки предпочитают для начала охотится на джувиков птеранодона, т.к. они совершенно беззащитны, а также не способны быстро взлетать. В последнем обновлении джувики теперь тоже могут наскакивать на других существ.
  • Игра "Beast of Bermuda". Ютараптор раньше фигурировал в этой игре как медленный хищник, имевший суперспособность "Наскок", цель которой заключалась в запрыгивании и фиксации ютараптора на другом животном. Из-за "ломания" баланса игры и многочисленных багов, связанных с этой способностью, его убрали. Однако разработчики решили вновь "возродить" его и усердно принялись работать над этим динозавром. Сейчас готова новая модель, заканчивается работа над анимациями. Дальнейший шаг, почти подготавливающий ютараптора к "побегу" из тесной студии на экраны компьютеров - работа над его оптимизацией. Так что в недалёком будущем игроки "Beast of Bermuda" станут счастливыми обладателями этого существа.

Источники

Галерея

Основная статья: Ютараптор/Галерея