Вымершие животные вики
Advertisement

Ютацератопс — род растительноядных динозавров семейства цератопсид. Жил в позднем меловом периоде на территории нынешнего штата Юта, США.

Описание

Останки цератопсида обнаружены палеонтологами из США и Австралии на плато Кайпаровиц в южной части штата Юта, США, вместе с другим динозавром — космоцератопсом. Раскопки проводились в геологической формации относящейся к меловым отложениям (кампанский ярус). Впервые был описан палеонтологом Скоттом Сэмпсоном из университета Юты, совместно с другими учеными в 2010 году. Голотип UMNH VP 16784 состоит из почти полного черепа. Ряд других экземпляров рода: UMNH VP 12198, скелет с 2,3 метровым черепом; UMNH VP 12225, фрагментарный череп незрелого животного; UMNH VP 16404, состоят из лобовых костей и рогов и UMNH VP 13913, пост-орбитальные части черепа с рогом на лбу, относящегося к молодому животному. Кроме того, найдены разрозненные части костей: кости лицевой части черепа (UMNH VP 16675), резцовой кости (UMNH VP 16672), часть костей носа (UMNH VP 16676), скуловой кости (UMNH VP 16673), чешуйчатой кости (UNMH VP 16674) и костной стенки (UMNH VP 16671).

Ютацератопс достигал в длину около 5 метров. Его голова по отношению к туловищу является достаточно большой: 2,3 метра.

Ютацератопс — один из наиболее известных цератопсовых динозавров, которые часто описаны только из частичных черепов, тогда как от ютацератопса найдена большая часть скелета, представленная ​​несколькими особями. Имея длину около 5 метров, он был среднего размера для цератопсов, но с большой головой, которая достигала длины около двухсот тридцати сантиметров. Однако, воротник черепа, который составлял большую часть этой длины, имеют большие отверстия, что означало, что воротник не был сплошным и сохранял пропорционально легкий вес. С рогами, которые не были особенно большими, ютацератопс, возможно, полагался на форму и раскраску воротника, чтобы отличать своих сородичей от многих других видов цератопсовых динозавров.

Ютацератопс был назван в то же время, что и другой цератопсовый динозавр под названием космоцератопс, у которого значительно больше витиеватых рогов и оборок, чем у ютацератопс. Космоцератопс и ютацератопс также жили в то же время и в том же месте, что и другой цератопсид насутоцератопс. Другие динозавры в их экосистеме включали гадрозавров, таких как паразауролоф и грипозавр. Угрозу для взрослого ютацератопса, вероятно, представляли тираннозавры, таких как тератофоней и, возможно, даже альбертозавр. Меньшие тероподы, такие как талос и, возможно, троодон, были бы угрозой для детенышей ютацератопса.

Этимология

Название рода происходит от американского штата Юта и латинизированной формы греческого слова «keratops» — «рогатое лицо». Видовое название относится к Майку Гетти, который обнаружил кости голотипа.

В культуре

  • Ютацератопс появляется в американском мультфильме "Поезд Динозавров".

Источники

Галерея

Advertisement