ФЭНДОМ

Яненшия - зауропод из Танзании, названный в честь немецкого палеонтолога Вернера Яненша.

Открытие

Останки были обнаружены в 1907 году Эберхардом Фраасом и состояли из двух скелетов, обозначенных как "скелет А" и "скелет Б" соответственно. Образцы были отправлены в Штутгартский музей естественной истории в Штутгаре, Германия, где Фраас в 1908 году отнёс образцы к гигантозавру, назвав скелет А Gigantosaurus africanus,а скелет Б - Gigantosaurus robustus. Голотипом второго вида стал образец SMNS 12144 - неполная правая задняя конечность. Интересно, что Фраас прекрасно знал, что уже есть другой гигантозавр - Gigantosaurus megalonyx, описанный Гарри Сили в 1869 году, однако немец посчитал оправданием своим действиям ограниченность материала G. megalonyx, который впоследствие определили к другому макронару, орнитопсу.

В 1911 году Ричард Штернвельд переименовал гигантозавра Фрааса в торнерию, однако это действие не нашло поддержки на родине исследователей, так как Штернвельд переименовал ящера без согласия больного Фрааса. А в 1922 году Вернер Яненш, собравший дополнительный материал для второго вида, заявил, что будет и дальше назвать ящера Gigantosaurus robustus, так как G. megalonyx по его словам был давно забытым nomen oblitum, поэтому правила номенкулатуры должны были быть проигнорированы в таком случае. А торнерию Яненш синонимизировал с барозавром в качестве Barosaurus africanus. На протяжении всей свой оставшейся карьеры Яненш продолжал называть завропода Фрааса G. robustus, однако в 1928 году уже и этот вид определили к барозавру.

Яненшия

Кость из Танзании

В 1930 году барон Франц Нопча опроверг идеи Яненша, хоть и согласился, что Штернвельд поступил некрасиво. Однако он упомянул, что ICZN рекомендовал Фраасу переименовать ящера только в 1927 году. Таким образом, было бы глупо возражать против статьи 1911 года, а вежливость и честность не имеют никакого отношения к наименованию ящера. Нопча также нашёл несколько более поздних упоминаний G. megalonyx, что таким образом выводило его из статуса nomen oblitum. А гигантозавр G. robustus до 1922 года был плохо изучен. Таким образом, Нопча принял решение, что торнерия была вполне допустимым название для завропода, отнеся к ней образец SMNS 12144, что было подтверждено рядом поздних исследований.

В 1991 году Рупер Уальд из Штутгартского музея естественных наук пришёл к выводу, что G. robustus имеет ряд отличий от торнерии. Он выделил его в новый род - Яненшия (Janenschia), названный в честь Верненра Яненша. Динозавра поместили к титанозавридам, сделав самым старым членом титанозавров в целом.

Систематика

По последним данным, яненшия является макронаром, а не титанозавром. Ряд образцов, отнесённых к этому динозавру позже был выделен в собственные роды: два передних телесных и один задний позвонок были выделены в род тендагурия; хвостовые позвонки MB.R. 2091. 1-30, не имеющие общего материала с SMNS 12144, были позднее определены в качестве первого не-азиатского представителя маменчизаврид - уомверкаудии.

Источник